Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

В Европе XIX столетие начиналось под мощные раскаты ещё не отбушевавших исторических гроз. Французская революция 1789 г. виделась как заря новой эры, когда над миром воссияют Свобода, Равенство и Братство. Армия Республики, ведомая гением века — Наполеоном Бонапартом, одерживала одну блестящую победу за другой. Война Франции против всей остальной Европы шла уже второе десятилетие. Атмосфера была накалена предчувствием новых невиданных потрясений, «и кровь людей то славы, то свободы, то гордости багрила алтари». Так писал А. С. Пушкин, вспоминая годы, на которые пришлось его детство.

Но жертвы, принесённые на алтарь свободы, лишь помогли укрепиться другому алтарю, где полыхало пламя безмерных амбиций низкорослого офицера-корсиканца, силой собственной воли и причудами судьбы вознесённого на невероятную высоту. А ожидание прекрасного завтра закончилось до того, как этот офицер, ставший императором, отправился в бессрочную ссылку на остров Святой Елены. Страшась самой тени Наполеона, крупнейшие державы — Австрия, Пруссия и Россия — решили повсеместно бороться с революциями и в 1815 г. заключили союз, названный ими Священным (вскоре к нему присоединилась и Франция).

История предстала как драма, переживаемая всем просвещённым человечеством. В ту пору даже ход времени воспринимался иначе, чем прежде: по словам русского поэта П. А. Вяземского, людей его поколения преследовало чувство, что стрелка на циферблате «как-то перескакивает минуты и считает одними часами». Взгляды и представления, которыми жило XVIII столетие — «век разума», поклонявшийся здравому смыслу, — были подорваны, опровергнуты стремительностью исторических перемен.

Откликом на эту эпоху явился романтизм — зародившееся в Германии художественное направление, ставшее главным событием европейской культурной жизни в первые десятилетия XIX в. Романтизм произвёл настоящий художественный переворот: возникло искусство, отвечающее духу полной драматизма современности.

А. Ж. Гро.
Наполеон на Аркольском мосту. 1796 г.

Это было искусство, возвеличившее личность: её субъективные пережива ния, её богатый внутренний мир, её вечные порывы за горизонт обыденности. Романтиков влекло прочь от впавшей в сонное оцепенение Европы. Их пути вели куда-то в красочные экзотические края, или в царство воображения, рисующего ослепительно яркие и поэтические картины, или на просторы далёкой истории, которая хранит столько пленительных тайн. С романтизмом кончилось время следования непререкаемым канонам, восходившим чаще всего к античности. В цене теперь были уникальность художественного свидетельства, резко выраженное своеобразие, а верность классическим нормам считалась уделом литературных староверов. Мир виделся романтическому художнику неустоявшимся, динамичным, контрастным, бесконечно изменчивым. Ярчайший представитель новой школы — английский поэт П. Б. Шелли воспевал облако в точности как само искусство: «Постоянства не знаю, вечно облик меняю, зато не умру никогда». А один из вождей этой школы — В. Гюго уподобил искусство «укрупняющему зеркалу»: на его поверхности возникают странные, гротескные образы, передающие истинную природу вещей. Истина остаётся недоступной, пока художник не дерзнёт проникнуть в таинственные связи явлений.

Романтики верили в способность искусства различать магическое даже в самой заурядной будничности. В поэзии они ценили, как сказано у Шелли, «воздушную игру вымысла, быстрые и тонкие переходы чувств». Среди них одно чувство оставалось преобладающим: его станут называть романтической тоской или мировой скорбью, имея в виду острую неудовлетворённость окружающим миром и неутолённую мечту о героике, о жизни в согласии с духовным идеалом, о свободе от политической и нравственной тирании. Романтизм — плод глубокого разочарования в своей эпохе. Его приверженцы ощущали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда повсюду в Европе торжествует реакция и опошлены лучшие человеческие порывы. Пушкин говорил, что бедой всего романтического поколения явилась «преждевременная старость души».

К. Шойрен. Немец. Около 1840 г.

Каспар Давид Фридрих. Туман в долине Эльбы. 1821 г.

О. Шпектер.
Иллюстрация к стихотворениям А. фон Шамиссо.
Издание 1834 г. Лейпциг. Джордж Байрон.
Гравюра. 1837 г.

В начало страницы
Назад 1 2 Далее
Главная

Хостинг от uCoz