Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

«ПАРНАС»

Поэтическое направление парнасцев получило своё имя по названию коллективного сборника «Современный Парнас» (три его выпуска увидели свет в 1866, 1871 и 1876 гг.). Среди участников движения были и мэтры Готье и Бодлер, и будущие символисты Верлен и Малларме, и будущий прозаик Ана-толь Франс, был и поэт Сюлли-Прюдом (настоящее имя — Рене Франсуа Арман Прюдом, 1839— 1907), в 1901 г. получивший одну из первых Нобелевских премий по литературе, но с тех пор, увы, прочно забытый.

Наиболее чистыми выразителями парнасской эстетики являлись три поэта: Теодор де Банвиль (1823— 1891), Шарль Мари Леконт де Лиль (1818—1894) и кубинец по происхождению Жозе Мария де Эредиа (1842—1905). Банвиль прославился полушутливыми «акробатическими одами» на темы современной литературной жизни, Леконт де Лиль — академическими переводами греческих классиков и поэмами на сюжеты из античной и восточной мифологии, Эредиа — сонетами также на мифологические темы (сборник «Трофеи», 1893 г.). Их объединяли несколько общих принципов. Во-первых, стремление к совершенству формы, за что парнасцы особенно почитали Бодлера, оставляя в тени его бунтарство. Во-вторых, идеология аполитичного «искусства для искусства», которая привлекала их в декларациях Готье и отдаляла от Гюго, ратовавшего за «искусство для прогресса». Наконец, принцип бесстрастного, отстранённого творчества, заявленный Лекон-том де Лилем в предисловии к сборнику «Античные поэмы» (1852 г.) и полемически противостоявший страстной поэзии романтиков. Современный поэт, считали парнасцы, должен быть холодным свидетелем своих и чужих чувств, допуская их в текст лишь для изображения, но не для сопереживания.

Эстетика «Парнаса» получила широкое распространение в мировой литературе конца XIX в. Так, в России её выразил молодой Валерий Брюсов:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне лаю я тебе три завета: Первый прими: не живи
настоящим, Только грялущее — область поэта.
Помни второй: никому
не сочувствуй, Сам же себя полюби
беспредельно. Третий храни: поклоняйся
искусству, Только ему, безраздумно,
бесцельно...

«Юному поэту», 1896 г.

Сборник «Современный Парнас». 1876 г.

В начало страницы
Назад Далее
Главная

Хостинг от uCoz