Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

«ЛАРА» И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Поэма Байрона «Лара» (1814 г.) рассказывает об аристократе, который решает возглавить крестьянское восстание, преследуя при этом личные цели. Оскорблено его достоинство, и возмущение обездоленных — для него только способ свести счёты со старыми врагами. Воспоминания о прошлом для Лары непереносимы, настоя шее зыбко и тревожно, а будущее не сулит и проблеска надежды. Однако мрачные предчувствия не могут переменить характера его действий, направляемых «презреньем ко всему», которое знакомо многим бай-роновским персонажам. Мир отнял у Лары любовь, составлявшую смысл его существования. С той поры героем движут «отчаянье, тревога, отреченье, укор судьбе, таящей бездну зла».

Лара, подобно Гяуру или Конраду из «Корсара», обретается в магическом кругу «гордыни, одиночества, печали». Смолоду изведав все земные соблазны и ко всем им охладев, он замыкается в себе, пестует свой скепсис и словно бы упивается собственным неверием в разум, как и в нравственные нормы, признаваемые обществом. Он одинокий бунтарь, который восстаёт не только против социальной несправедливости, но против самого порядка вещей на земле, — фигура, типичная для литературы романтизма.

«Безнадёжный эгоизм» Лары Пушкин назвал неискоренимым свойством наиболее характерных байронов-ских героев. В стихотворении Пушкина «Демон» предстаёт именно этот человеческий тип. «Портретом Лары» называет висящую у него в кабинете картину Жорж Печорин в «Княгине Лиговскои» Лермонтова. Здесь дана выразительная характеристика байронического персонажа: «Волосы гладко упали по обеим сторонам лба, который кругло и сильно выдавался и, казалось, имел в устройстве своём что-то необыкновенное. Глаза, устремлённые вперёд, блистали таким страшным блеском, которым иногда блещут живые глаза сквозь прорези чёрной маски; испытующий и укоризненный луч их, казалось, следовал за вами во все углы комнаты, и улыбка, растягивая узкие и сжатые губы, была более презрительная, чем насмешливая».

Иллюстрация к поэме Дж. Байрона «Лара».
Издание 1837 г. Париж.

В начало страницы
Назад Далее
Главная

Хостинг от uCoz