Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

ОСКАР УАЙЛЬД

(1854—1900)

Биография Оскара Уайльда, писателя, знаменитого своими парадоксами, сама складывалась как трагический парадокс: с детских лет он стремился к славе, достиг её вершин, был низвергнут с позором, изведал тяжкие муки и окончил жизнь в бедности. Уже перед смертью в одном из писем он заметил: «...в моей жизни были два поворотных пункта, это когда отец отправил меня в Оксфорд и когда общество отправило меня в тюрьму».

Будущий писатель с детства интересовался древностями, и успехи в греческом принесли ему немало академических наград. После окончания курса в колледже Святой Троицы в Дублине его послали учиться в Оксфордский университет. Оксфорд напитал юного Уайльда идеями эстетизма, охватившего к тому времени весь европейский континент, но в Англии только пробивавшегося к жизни.

Оскар Уайльд.

По словам самого Уайльда, боги даровали ему почти всё. Он родился в Дублине, в семье знаменитого врача и героини ирландского освободительного движения, а позже поэтессы, содержавшей литературный салон. Отец назвал младшего сына в честь своего пациента, шведского короля Оскара.

Философия эстетизма зародилась в творчестве прерафаэлитов, а полное выражение нашла в лекциях и сочинениях Джона Рескина и Уолтера Пейтера. Рескин верил, что только красота может победить бездушный практицизм, пошлость и стяжательство машинного века. Пейтер учил, что настоящее искусство безразлично к добру, оно не должно ни воспитывать личность, ни облагораживать её, но только стремиться к совершенной форме. Служить красоте, поклоняться красоте, посвятить ей всего себя без остатка, превратить саму жизнь в произведение искусства — в этом Оскар Уайльд увидел своё предназначение.

Уайльд неустанно высмеивал узколобую мораль пуританизма. Расхожее представление о задачах художественной прозы выразила «писательница» мисс Призм — персонаж пьесы «Как важно быть серьёзным»: «Для положительных героев всё кончилось хорошо, для отрицательных — плохо. Для этого и существуют книги». Уайльд провозглашал, что литература выше назидательности, а для автора нет запретных тем. И не искусство должно отображать жизнь, а жизнь должна подражать искусству.

Первая значительная книга Уайльда «Счастливый принц и другие сказки» появляется в 1888 г. В 1891 г. он выпустил ещё один сборник сказок — «Гранатовый домик». У него уже сформировался свой собственный оригинальный стиль, гибко объединяющий лирическую интонацию с едкой иронией, сатирические ноты с возвышенностью чувств, которые и сегодня не потеряли своего очарования. Главное содержание его сказок-притч — конфликт между бескорыстным воображением и эгоистичным ханжеством. Подлинная красота предстаёт неотделимой от великодушия и самопожертвования («Счастливый принц», «Соловей и роза»), любви и милосердия («Звёздный мальчик», «Великан-эгоист»). Спесь и высокомерие язвительно высмеиваются («Замечательная ракета»).

В 1891 г. вышло в свет главное сочинение Уайльда — роман «Портрет Дориана Грея». Авторское предисловие к нему звучало как манифест эстетизма, и самым вызывающим было заключительное утверждение: «Всякое искусство совершенно бесполезно».

Портрет Дориана Грея обладает волшебным свойством: пороки, которым тайно предаётся Дориан, искажают картину до безобразия, в то время как лицо самого Дориана сохраняет красоту и невинность молодости. Преображения портрета становятся мучением для Дориана, он бросается на полотно с ножом и гибнет. И снова на холсте появляется лицо прекрасного юноши, а мёртвый Дориан похож на омерзительное чудовище. Невзирая на то, что в романе порок наказан, книга вызвала ярость критиков, обвинявших автора в безнравственности. Больше всего досталось лорду Генри, так как именно он «отравил» своего младшего друга проповедями гедонизма.

• Прерафаэлиты — группа английских художников и поэтов (X. Хант, Дж. Мил-ле, Д. Г. Россетти), объединившаяся в конце 40-х гг. XIX в. в «Братство прерафаэлитов». Их идеалом и образцом было средневековое итальянское искусство дора-фаэлевского периода, в котором больше всего ценилась наивная религиозность, непосредственность чувств и близость к природе.

• Джон Рескин (1819-1900) — писатель, историк, искусствовед, публицист, профессор Оксфордского университета. Уолтер Пейтер (1839-1894) — писатель, критик, искусствовед. Программное произведение — «Очерки по истории Ренессанса» (1873г.).

В критико-теоретических этюдах, вошедших в сборник «Замыслы» (1891 г.), Уайльд с блеском доказывает, что литературная критика — это творчество, не уступающее художественному, и что критик имеет право на фантазию.

* Гедонизм (от греч. «удовольствие») — учение, согласно которому цель всякого действия и высшее благо — удовольствие. Эту философию наслаждения эстетизм противопоставлял пуританству, трактующему любое удовольствие как грех.

«официаль-ное название трусости». Правда, сам лорд Генри ни в чём дурном не замечен, его «цинизм — только поза», так как он «стыдится своей добродетели». Согласно его убеждениям, не следует совершать ничего такого, о чём нельзя было бы поговорить после обеда, но мудрости этого наблюдения многие читатели не заметили. В лорде Генри они увидели самого автора, который высказывает свои «извращённые и упаднические суждения об искусстве и жизни».

В начало страницы
Назад 1 2 Далее
Главная

Хостинг от uCoz