Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

НОВАЛИС

(1772—1801)

Знатный немецкий дворянин Фридрих фон Гарденберг не случайно выбрал себе псевдоним Новалис, производный от de novali, что на латыни означает «возделывающий новь». Он считал себя и своих товарищей, йенских романтиков, первооткрывателями новых путей — и не только в искусстве: они мечтали перестроить саму жизнь. В поэтическом словаре Новалиса рядом со словом «новь» стоят «первозданность», «девственность», «изначальность». Именно в изначальное, в глубь времён был нацелен взгляд Новалиса — поэта, прозаика, философа, мистика и... горного мастера, рудокопа. В эту глубь Новалис вглядывался для того, чтобы найти там пророчество о будущем.

«Он пел о начале мира, о происхождении звёзд, растений, животных и людей, о всемогущем взаимовлечении всех вещей в природе, о древнем золотом веке и о властительницах его — любви и поэзии, о возникновении ненависти и варварства и об их распрях с этими добрыми богинями и, наконец, о грядущем торжестве последних, о конце печали, обновлении природы и возвращении золотого века навсегда». Эти слова из сказки о старом короле — правителе Атлантиды, покровителе поэтов, его прекрасной дочери и её возлюбленном вполне можно отнести ко всему творчеству Новалиса. Сказка включена в третью главу романа «Генрих фон Офтердинген» — главного сочинения Новалиса. Это произведение можно назвать романом только в том смысле слова, какой вкладывали в него сами романтики: свободно скомпанованный, всеобъемлющий, открытый в бесконечное текст, «книга жизни». Действие романа условно отнесено автором к XII—XIII столетиям, когда жили поэты-миннезингеры Генрих фон Офтердинген и Клингсор. Впрочем, Новалису нужно не реальное историческое Средневековье: в творчестве немецких миннезингеров, провансальских трубадуров, Данте и других поэтов «высокого» Средневековья «возделыватель нови» прозревал начало Нового времени.

Новалис.

После самого драматичного события в жизни Новалиса — смерти пятнадцатилетней невесты — он всё чаще думает о нераздельности жизни и смерти, о способах преодоления грани-цы между видимым и невиди-мым мирами. Переживания, связанные со смертью Софии, вызвали к жизни «Гимны к ночи» (1800 г.) - один из шедевров немецкой романтической лирики.

• Роман «Генрих фон Офтердинген» опубликован другом Новалиса Людвигом Тиком в 1802 г., уже после смерти автора. Новалис работал над романом последние два года своей недолгой жизни и успел написать только первую его часть (девять глав) и самое начало второй.

Сказки, сны, разговоры-диспуты героев, песни (едва ли не каждый из основных персонажей романа, включая героев «вставных» историй, имеет свою «сольную» партию), лирические описания природы, трактат-похвала рудному делу (он занимает почти всю пятую главу) объединены условной фабулой романа воспитания. Этот жанр к концу XVIII в. прочно утвердился на немецкой почве. Его классикой стал «Вильгельм Мейстер» И. В. Гёте. Роман Новалиса — и продолжение традиции, и одновременно спор с великим предшественником. В «Генрихе фон Офтердингене» повествуется о том, как сын плотника Генрих искал своё призвание. Оно в том, чтобы постичь не только «науку» поэзии, поэтическое ремесло, которым по средневековому обычаю овладевали в доме Наставника- учителя, но и своё высшее, мистическое назначение. Это назначение сравнимо с миссией Иисуса Христа (тоже сына плотника): Генриху предстоит остановить течение времени, преобразовать, «воспитать» саму Природу так, чтобы она перестала быть дикой «пожирательницей» человеческих жизней, воскресить всех мёртвых и вернуть на «новую» землю золотой век Практические «магические» деяния Генриха должны были стать темой второй, ненаписанной части романа. Но читателю известно, о чём пойдёт в ней речь.

В «Генрихе фон Офтердингене» в роли учителя выступает поэт Клингсор, живущий в Аугсбурге. Туда направляются Генрих и его мать. В пути им встречаются купцы, с которыми они ведут возвышенные беседы о природе и о существе поэзии, возвращающиеся из похода крестоносцы, старый рудокоп. Он показывает им пещеру в глубине горы, где проводит остаток своих дней граф фон Гогенцоллерн. В магической книге, хранящейся у графа-отшельника, Генрих видит всю свою прожитую и будущую жизнь, изображённую на картинках и записанную тайными письменами. Позднее колумбийский писатель Г. Гарсиа Маркес использует тот же сюжетный ход в романе «Сто лет одиночества». Внешне простое, текущее от главы к главе по ходу путешествия героя и его матери повествование в «Генрихе фон Офтердингене» основано на принципе предварения: всё, что произойдёт с героями, предсказано заранее — в их снах, в сказках, в магической книге. Роман начинается сном Генриха, в котором он, уже прожив бурную, пёструю жизнь, пройдя сквозь тёмный лес, проникает в пещеру, вырубленную в горах, и затем выходит на луг, к ручью, где растёт голубой цветок. В венчике цветка Генрих видит лицо своей будущей невесты — Матильды, дочери Клингсора. Голубой цветок — символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение идеала, к которому устремлена душа поэта. Сотканный из отголосков средневекового «Романа о Розе», «Божественной комедии» Данте и рыцарских романов (см. статьи «Данте» и «Рыцарский роман» в томе «Сайт Оксаны Михайленко студентки Сафоновского колледжа информационных технологий. Учебное Курсовая работа по Web-программированию», часть 1, «Энциклопедии для детей»), миф о голубом цветке стал своего рода эмблемой немецкого романтизма.

Ф. О. Рунге. Лилия света. 1809 г.

«Наверное, никто не отклоняется так далеко от цели, как тот, кто воображает себя уже знающим необычайное царство и умеющим в немногих словах изложить его устройство и найти везде верный путь. Никому, кто отъединился и сделался как бы островом, не дается само собой понимание... Долгое непрестанное общение, свободное и искусное созерцание, чуткость к тихим знакам и приметам, внутренняя поэтическая жизнь, развитые чувства, простая и благочестивая душа — вот что по существу требуется от настоящего друга природы...»

Новалис

Помимо «Генриха фон Офтердингена» перу Новалиса-прозаика принадлежит также незаконченная повесть «Ученики в Саисе» (1798—1799 гг.; издана в 1802 г.). Это, по сути, такая же «повесть», как «Офтердинген» — «роман». Её текст представляет собой сплетение голосов, принадлежащих последователям некоего Учителя. Из этого хора возникает смутная, очень условная фабула повести. Ученики собираются в Саисе — городе в Древнем Египте. Их жизнь возле Учителя — приготовление к обряду посвящения, после которого путь одних лежит на Восток, к истокам земной мудрости, других — к родительскому очагу. Учитель приуготовляет учеников и к духовной, и к практической деятельности.

«Ученики в Саисе» — не только «поэма» о природе, это и трактат о воспитании. Саис предстаёт идеальной школой человечности, где всё обучение протекает на лоне природы в свободном общении учеников и Учителя, который ничего не вещает им с кафедры и никак формально не возвышается над ними. Сама его жизнь, его занятия и его речи — предмет подражания и осмысления.

В начало страницы
Назад Далее
Главная

Хостинг от uCoz