Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

ФРИДРИХ ГЕЛЬДЕРЛИН

(1770—1843)

Один из величайших поэтов Германии Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин не был в полной мере оценён при жизни, хотя о его творчестве одобрительно высказывались такие немецкие поэты и писатели, как И. В. Гёте, А. В. Шлегель, А. А. фон Арним, К. Брентано. Поэзия Гёльдерлина необычна по своему языку и художественному строю: свойственная ей особая пророческая темнота, затруднённость речи и образов предвосхищает искания многих поэтов рубежа XIX—XX вв.

Фридрих Гёльдерлин.

Гёльдерлин родился на юго-западе Германии (в Швабии), в городке Лауфен, и рос среди необыкновенно живописной природы. Его отец, монастырский эконом, умер, когда Фридриху было два года. Он рано начал писать стихи. В духовной семинарии при Тюбингенском университете Гёльдерлин подружился с будущими знаменитыми философами — Гегелем и Шеллингом. Молодые люди увлекались идеями Руссо, восторженно приветствовали Французскую революцию (14 июля 1793 г., в годовщину падения Бастилии, трое друзей посадили в Тюбингене «дерево Свободы»). В 1794—1795 гг. Гёльдерлин живёт в Йене и Веймаре, слушает лекции философа Фихте, знакомится с Гёте, сближается с Шиллером, печатается в его журналах и альманахах.

Высший поэтический взлёт Гёльдерлина пришёлся на последние годы XVIII в. В это время он жил во Франкфурте и был поглощён духовным общением с Гегелем. Тогда же Гёльдерлин, служивший гувернёром в богатой семье Гонтаров, испытал глубокое чувство к Сюзетте Гонтар (матери своего воспитанника). После конфликта с её мужем он покинул Франкфурт.

Вечная нужда и неустроенность, литературный неуспех, известие о смерти Сюзетты Гонтар подорвали здоровье поэта; в 1802 г. его поразила неизлечимая душевная болезнь. С 1806 г. и до самой смерти Гёльдерлин живёт в Тюбингене, в доме столяра Циммера, доброго и начитанного человека, знакомого с его сочинениями. Этот дом с башней, прозванной башней Гёльдерлина, сохранился и стал музеем поэта.

Дом в Лауфене, где родился Ф. Гёльдерлин.

В октябре 1927 г. М. И. Цветаева, знавшая немецкую поэзию, как её знали очень немногие, писала М. Горькому из Парижа: «Вы просили о Гёльдерлине. — Гений, просмотренный не только веком, но и Гёте. Случай чудесного воскресения через с лишним век.. Мой любимый поэт. Совершенно бесплотный, чистый дух и — сильный дух... Родом — с Неккара, духовно же — эллин, брат тех богов и героев. Германский Орфей. Очень германский и очень эллин... У меня одна душа для Гёте, другая для Ф. Гёльдерлина».

Башня Гёльдерлина в Тюбингене.

С. Геснер.
Античный пейзаж. 1787 г.

Гёльдерлин, по существу, стоял вне литературных и философских направлений своего времени, хотя и соприкасался со многими из них. В его творчестве культ античной красоты сочетался с ярко выраженной устремлённостью к действию. Он мечтал преобразить Германию в духе своих идеалов. Поэтому эстетические взгляды Гёте и Шиллера казались ему слишком созерцательными. С романтиками он также не искал контактов, хотя и радовался, например, восторженному отзыву А. В. Шлегеля о своих стихах.

В творчестве Гёльдерлина возродилось то первобытное, наивное ощущение близости человека к стихиям природы, которое запечатлено в греческих мифах. Одна из главных тем его поэзии — назначение человека. Боги даруют людям «небесный огонь», но они же обрекают их на «священное страдание» — жребий человека изначально трагичен.

Но нам в этом мире
Покоя не будет нигде.
Нерадостный род,
Мы проходим и гибнем,
Слепо стремимся
К часу от часа,
Как воды с обрыва
К обрыву стремятся
И в неизвестность вечно спешат.

«Песнь судьбы Гипериона», 1798 г. (перевод Г. И. Ратгауза) Французская конституция.
Иллюстрация из «Гёттйнгенского карманного календаря». 1792—1793 гг.

Это стихотворение Гёльдерлина написано вольным размером, с явной ориентацией на античную поэзию. Вообще в его стихах часты гекзаметры, вольные ритмы, как в одах Пиндара, «алкеева строфа». Отсюда и особый величавый лад его поэзии. Античность для Гёльдерлина — не только образец совершенной эстетической гармонии, но ещё и воплощение живого союза людей и природы. В античном обличий является поэту и его возлюбленная Диотима (под этим именем, заимствованным у Платона, Гёльдерлин воспел Сюзетту Гонтар), афинянка, попавшая в чужое столетие. С необычайной мощью славя природу — неизменную спутницу человеческой вольности, Гёльдерлин постоянно обращается и к эллинским мифам, и к новой, созданной им самим поэтической мифологии (Отец Эфир, Мать Земля).

В поздних гимнах, так называемых ночных песнопениях, возникает сплав античности и христианства, глубокой древности и современности. В гимне «Единственный» поэт прямо обращается к Христу:

Господь и учитель мой!
О мой наставник!

...К тебе я привязан, Христос,
Брат Геракла.
Провозглашаю смело тебя
Также и братом Вакха..

В начало страницы
Назад 1 2 Далее
Главная

Хостинг от uCoz