Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

ЛЮДВИГ ТИК

Имя прозаика, драматурга, переводчика и издателя Людвига Гика (1773—1853) — одно из самых ярких в ряду первых немецких романтиков. Ещё учась в гимназии, Гик начал зарабатывать на жизнь литературным трудом. Поэтому всё, что он создавал, было в той или иной степени рассчитано на читательское сочувствие, приспособлено к читательским ожиданиям. В 20—30-х гг. Гик — один из самых читаемых писателей Германии. Гик родился в Берлине в семье ремесленника, учился в университетах Галле, Эрлангена и Гёттингена. Самые ранние его сочинения — драмы в духе Шиллера и романы ужасов, а первое крупное прозаическое произведение — роман «Уильям Ловелл» (1795—1796 гг.). Его сюжет заимствован из книги французского писателя Р. де ла Бретона «Совращённый поселянин». В нём впервые звучит одна из главных тем творчества Гика: состояние души человека, подвергшегося искушению, не выдержавшего его и отпавшего от благого бытия. Технику романа в письмах, разработанную ещё английским писателем XVIII в. С. Ричардсоном, Тик соединяет с нравоучительностью, унаследованной от культуры Просвещения.

1796 год стал началом романтического (и наиболее плодотворного) десятилетия в творчестве писателя. Большое влияние на Гика оказали его друзья и коллеги В. Вакенродер (с ним Гик познакомился ещё в гимназии), братья А. В. и Ф. Шлегели, Новалис. Самое знаменитое произведение Гика, «Странствия Франца Штернбальда» (1798 г.), было написано при участии Вакенродера. Это один из первых в литературе «культурологических» романов. Его полноправным «героем» наравне с немецким живописцем Францем Штернбальдом, вымышленным учеником известного немецкого художника Альбрехта Дюрера, можно считать и итальянский Ренессанс периода расцвета. В романе множество описаний природы, стихов, рассуждений о живописи и труде живописца. И всё это держится на увлекательной авантюрной фабуле, где есть и любовь героя, проходящая через всю его жизнь, и мнимая смерть возлюбленной, и поиск утраченных в детстве родителей.

Гик является также одним из создателей новеллы-сказки — коронного жанра немецкого романтизма, В 1797 г. вышли в свет три тома стилизованных под народные сказок Гика — «Народные сказки, изданные Петером Лебрехтом». В них включена и его известная новелла «Белокурый Экберт».

Рыцарь Экберт и его жена Берта не смогли пройти испытания, уготованного им судьбой. Берта сбегает от избивавшего её бедного крестьянина, которого она считала своим отцом, и оказывается в волшебном лесу, в хижине старухи, где живут маленькая собачка и райская птица, несущая драгоценные камни. Старуха растит Берту как свою дочь. Но однажды девушка бежит к людям, бросив привязанную собачку умирать с голоду и похитив волшебную птицу (которую позже убивает) и драгоценные камни. Берта выходит замуж за бедного рыцаря Экберта и посвящает его в своё прошлое. Но она рассказывает о нём и другу мужа Вальтеру, чей облик приняла всё та же старуха. Боясь разоблачения, хотя и не зная об истинной сущности Вальтера, Экберт убивает единственного друга. Внезапно захворавшая Берта умирает, и Экберт остаётся в одиночестве. Когда же он поведал своему новому знакомому Гуго о пережитой драме, в лице Гуго вдруг проступили черты убитого Вальтера, черты старухи. Обезумевший Экберт бежит в лес, прочь от людей, и в конце концов оказывается в хижине. Узнав от старухи, что Берта была его сестрой по матери, отданной по приказу его же отца на воспитание крестьянам, он сходит с ума и умирает.

Людвиг Тик.

К. Ф. Шинкель.
Замок на реке. 1820 г.

Помимо «народных» сказок Тик создавал и литературные переложения «народных книг» (среди них — «Удивительная история любви прекрасной Магелоны и графа Петра Прованского», 1797 г.), а также комедии-сказки, продолжая и обновляя традиции итальянского драматурга К. Гоцци. Самые известные — «Кот в сапогах» (1797 г.), «Мир наизнанку» (1799 г.) и «Принц Цep-бино, или Путешествие в страну хорошего вкуса»

(1799—1800 гг.). Тик-комедиограф наслаждается комическими эффектами, которые можно извлечь из смешения сказочной фантастики и обыденности (в XX в. те же приёмы прекрасно использовал русский драматург Е. Л. Шварц), из нарушения принципа правдоподобия, насаждавшегося эстетикой классицизма. Романтики считали, что именно в сказках, в народном творчестве, в детстве человечества кроются истоки истинного искусства.

С конца 90-х гг. XVIII в. Тик много переводит, в частности «Дон Кихота» Сервантеса, комедии Шекспира, памятники средневековой литературы. Кроме того, он занимается издательской деятельностью и продолжает писать рассказы и исторические романы, действие которых, как и в «Странствиях Франца Штернбальда», отнесено в эпоху столь любимого Тиком Возрождения. Так, героями новеллы «Жизнь поэта» (1825 г.) стали английские драматурги Кристофер Марло, Роберт Грин и даже великий Шекспир.

Фронтиспис и титульный лист сказки Л. Тика «Принц Цербино».
Издание 1819 г. Вена.

В начало страницы
Назад Далее
Главная

Хостинг от uCoz