Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

ЧАРЛЗ МЭТЬЮРИН

Английский прозаик и драматург Чарлз Роберт Мэтьюрин (1782— 1824), священник скромного прихода на западе Ирландии, а позднее помощник священника собора Святого Петра в Дублине, занимался литературой для собственного удовольствия. Он сполна отдал дань модному в ту эпоху жанру готического романа (его называют также «чёрный роман» или «роман ужасов») с обязательной атмосферой таинственности, загадочности и страха.

Чарлз Мэтьюрин.

Известен эпизод, когда Байрон предложил приятелям посоревноваться в сочинении необыкновенной и пугающей истории. И Мэри Шелли (1797—1851), жена ближайшего из друзей Байрона, по его подсказке написала повесть об учёном, создавшем ужасное чудовище, — «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818 г.). Впоследствии её книга много раз экранизировалась и переделывалась писателями-фантастами.

Почти такую же богатую судьбу имел роман Мэтьюрина «Мельмот-скиталеи» (1820 г.) — второй знаменитый образец этого жанра. (Пушкин в примечаниях к «Евгению Онегину» назвал его «гениальным произведением».) Речь в романе идёт о договоре с дьяволом, герой благодаря этой сделке обретает сверхъестественные способности. Своей пугающей гениальностью, которая сродни демонической власти, он схож с Франкенштейном.

В имении Мельмотов висит портрет, способный оживать и не погибающий в огне (обычный мотив романтической прозы, использованный затем в новелле Э. По «Овальный портрет», неоконченной повести М. Ю. Лермонтова «Штосе», в «Портрете» Н. В. Гоголя и «Портрете Дориана Грея» О. Уайльда). На нём изображён далёкий предок молодого Джона Мельмота, читающего старинную рукопись, где живописуются деяния Мельмота-скитальиа — существа, состоящего в родстве с силами ада: «Там, где он ступает, земля сожжена! Там, где он дышит, в воздухе вспыхивает огонь! Там, где он ест, яства становятся ядом! Там, куда устремляется его взор, сверкает молния!.. Хлеб и вино... его присутствие превратит в нечто столь же нечистое, как пена на губах порешившего с собой Иуды...». Рукопись представляет собой нагромождение эпизодов, от которых у читателя должна леденеть кровь, — грозные знамения, призраки, являющиеся на развалинах старинных испанских монастырей, чудовищные кораблекрушения, выходки буйнопомешанных и ещё многое в том же роде.

Мельмот оказывается характерно байроническим персонажем, который одинок среди людей, ибо неизмеримо выше их всех в своих безоглядных бунтарских устремлениях и всегдашней готовности бросить гордый вызов небесам. Любой его поступок несёт страдания и горе окружающим, и даже его страстная любовь губительна для той, что имела несчастье её заслужить. «Не ведающее пределов устремление в запретные области знания» роднит героя Мэтьюрина с Франкенштейном, но в отличие от него Мельмот — дитя преисподней и ему привычны фантасмагорические картины, рождённые пылким воображением романтика, такие, как венчание мертвеца или схватка противников, пожирающих друг друга в зловещем подземелье. В готическом романе обыденность таит пугающие фантомы, а люди одержимы наваждениями, в которых боятся признаться даже себе, — мотив, постоянно зву-чащий на страницах книги Мэтьюрина. После её публикации в употребление вошло понятие «мельмотизм», означающее яростный бунт против общепринятых норм, искушение переступить через любые запреты.

В начало страницы
Назад Далее
Главная

Хостинг от uCoz