Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

ГЕНРИК ИБСЕН

(1828—1906)

Первую славу норвежскому драматургу Генрику Ибсену — одному из создателей нового европейского театра — принесли пьесы «Бранд» (1866 г.) и «Пер Гюнт» (1867 г.). Обе они большого размера, написаны в стихах, наполнены таинственными символами. Роднит их и обилие персонажей, и место действия — преимущественно сельский скандинавский Север. «Пер Гюнт» — это скорее поэма, разыгранная в лицах. Трудно представить, что Ибсен рассчитывал на восприятие зрителя, а не читателя. Бесконечная череда коротких сцен, происходящих каждый раз в новом месте (на хуторе, в горах, в избушке, в пальмовой роще, около египетского сфинкса и т. д.), требует частой смены декораций. Один длинный диалог происходит, в то время как «Пер Гюнт скачет по пустыне на белом коне» с девушкой, сидящей перед ним в седле. Другой — у прибрежных рифов Норвегии, когда на фоне тонущего корабля Пер Гюнт и судовой повар всплывают с двух сторон от перевернувшейся лодки. Если эти сцены представить в театре очень сложно, то другие — почти невозможно. В пьесе есть реплики, принадлежащие пожухнувшим листьям, падающим с веток каплям росы.

Имя героя и некоторые мотивы пьесы восходят к норвежской легенде о хвастливом охотнике, сражающемся с разной нечистью. Однако у Ибсена действие «длится от начала ХIХ века до шестидесятых годов», и фольклорный образ приобретает черты человека этого столетия, главной бедой которого драматург считал безразличие к нравственности, безликость и способность приноровиться к любым жизненным обстоятельствам, «плыть по течению». Судьба заносит Пера Гюнта в самые разные места, невообразимые стечения обстоятельств помогают выпутаться из неприятностей, и везде он умеет приспособиться, стать своим: и в компании торгашей-европейцев, и в арабском племени, принявшем его за пророка, и в стенах каирского сумасшедшего дома, где его признают царём умалишённых Фольклорные мотивы вводятся Ибсеном сначала в форме забавных историй, которые рассказывает о себе герой. Потом Пер Гюнт не то в шутку, не то всерьёз сравнивает себя с троллем. Проходит совсем немного времени, и он впрямь попадает в царство безобразных и злых троллей, чуть не становится их королём и, отведав славного кушанья — коровьей лепёшки и бычьей мочи, на всю жизнь усваивает правило, сформулированное королём троллей:

Под солнцем все люди объяты одним,
Твердят: «Человек, будь собой самим!»
У нас же в горах говорит любой: «Тролль, упивайся самим собой!».

(Перевод П. М. Карпа.)

Генрик Ибсен.

Своим успехом пьеса «Пер Гюнт» в немалой степени обязана тому, что соотечественник Ибсена композитор Эдвард Григ написал музыку к некоторым её сценам.

Э. Мунк.
Мир Ибсена.

Пер Гюнт самим собой так и не становится. Поэтому в старости, возвратившись из долгих странствий в Норвегию, он встречает Пуговичного мастера с плавильным ковшом. Поскольку Пер не совершил в своей жизни ничего по-настоящему хорошего или плохого, его нельзя отправить ни в рай, ни в ад, и Господь повелел его переплавить, чтобы, смешав с другими такими же, использовать в качестве материала для дальнейшего творения. Лишь одно может помочь Гюнту: если кто-нибудь подтвердит, что он хоть раз был самим собой. Никто не соглашается на это, и только заступничество возлюбленной Пера Сольвейг спасает его от гибели.

Новые формы драматургии утверждаются у Ибсена в пьесах 70-х — начала 80-х гг. В них нет фольклора или фантастики, перед зрителями — состоятельные норвежские семьи, их друзья и прислуга. Действие обычно происходит в одной комнате и концентрируется вокруг нескольких персонажей, которые на протяжении пьесы открывают перед зрителем всё новые и новые свои стороны. Эти люди вызывают разом и ужас, и отвращение, и жалость. Часто бывает, что герой совершает какой-нибудь поступок, и лишь позднее выясняются обстоятельства прошлого, ставшие причиной этого поступка. Иногда нанизываются целые цепочки таких причин.

В начало страницы
Назад 1 2 Далее
Главная

Хостинг от uCoz