Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

ЭМИЛЬ ВЕРХАРН

(1855—1916)

Эмиль Верхарн родился в небольшом городке Сент-Аман близ Антверпена. Французский язык не был для него, фламандца, родным. Однако это не помешало Верхарну стать крупнейшим французским поэтом, реформатором французского стиха.

Эмиль Верхарн.

Бельгия, чтобы не остаться культурной провинцией Франции, должна была найти опору для собственной самобытности. Для себя Верхарн на первых порах обрёл эту опору в том искусстве, в котором фламандцы уже прославились, — в живописи. Первая его книга — сборник "Фламандки" (1883 г.) — была задумана как своего рода поэтическая параллель к полотнам живописцев фламандской школы. Верхарн откровенно любуется совсем не поэтическими предметами:

...Сквозь дым ряды окороков,
Колбасы бурые, и медные селёдки,
И гроздья рябчиков, и гроздья индюков,
И жирных каплунов чудовищные чётки.
Алея, с жирного свисают потолка...

"Старые мастера" (перевод Г. А. Шенгели)

И. Бейкелар.
Натюрморт. XVI в.

Этот мир, в котором торжествует плоть, полный острых запахов еды вина и пота, под стать его обитателям:

Разгорячённые, окутаны дымкам
Тела их мощные.
Колышутся корсажи.
И пара кулаков молотит теста ком,
Округлый, словно грудь, — в каком-то диком раже...

«Выпечка хлеба»
(перевод А. М. Ибрагимова)

И цветовая гамма, и темы, и образы отчётливо вызывают в памяти Рубенса и «малых голландцев». Однако Верхарн не ограничился описанием подлинных или вымышленных полотен — он сделал гораздо больше. Он увидел человека как часть торжествующе-материального мира (у поэтов романтического склада этот мир, как правило, вызывал презрение и отвращение). Такое видение предвосхитило искусство XX в., показавшее, насколько человек растворён в мироздании и вместе с ним повинуется невидимым силам. Во «Фламандках» это силы биологические — голод и похоть.

Слава пришла к Верхарну после так называемой трагической трилогии, которую составили сборники «Вечера» 1887 г.), «Крушения» (1888 г.) и «Чёрные факелы» (1890 г.). Здесь у поэта уже совсем другой взгляд на мир. Главная тема книг — безысходное одиночество человека перед лицом судьбы, вечности и смерти в бессмысленном и распадающемся мире, излюбленная тема непосредственных предшественников Верхарна — французских «проклятых» поэтов.

У «проклятых» Верхарн учился новому поэтическому языку: в стихах этих сборников абстрактные понятия и человеческие свойства предстают как действующие персонажи, переплетаясь с предметами внешнего мира. У Верхарна новая образность взрывает классические формы стиха — как будто новый смысл и новая интонация каждый раз подыскивают себе соответствующее звучание:

В опалах мёртвых, что апатит и жжёт
Вулкан заката, в пурпуре и пемзе,
Умерший разум мой плывёт По Темзе.

«Мертвец», 1890 г.
(перевод Г. А. Шенгели)

Хостинг от uCoz
В начало страницы
Назад 1 2 Далее
Главная

Хостинг от uCoz