Хостинг от uCoz
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ

(1797—1856)

Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе в семье еврейского коммерсанта среднего достатка. В 1806 г. Наполеон принял немецкий город Дюссельдорф под свою юрисдикцию, и отныне на его население стал распространяться «Гражданский кодекс» 1804 г., помимо прочего, даровавший евреям полноту гражданских прав.

Не так просто ответить на вопрос был ли Наполеон проводником или предателем идей революции, но Гейне, во всяком случае, видел в нём воплощение общественного прогресса Поэтическим памятником юношеского бонапартизма Гейне осталось, в частности, стихотворение 1820 г «Гренадеры»: «Во Францию два гренадера / Из русского плена брели» (перевод М. Л. Михайлова).

Мать Гейне, по воспоминаниям сына, мечтала для своего первенца о головокружительной карьере наполеоновских офицеров, становившихся в одночасье герцогами и управителями завоёванных провинций. Но Наполеон побеждён, и идеалы меняются. Теперь образец преуспеяния — еврейский финансист Ротшильд. Молодого человека отправляют на обучение к дяде, гамбургскому банкиру Соломону Гейне. Генрих быстро доводит до банкротства открытый на его имя магазин, зато влюбляется (безнадёжно) сначала в одну, а позже в другую дядину дочь и сочиняет по этому поводу немало стихов. К коммерческой карьере он признан совершенно негодным, и дядюшка Соломон соглашается оплатить «глупому мальчишке», как он обычно называл племянника (2 племянник отвечал: «Лучшее в нём — это то, что он носит моё имя!»), обучение в университете, если только Генрих будет изучать что-нибудь путное, а именно — право.

Генрих Гейне.

«Да, мадам, там я родился, я отмечаю это специально на тот случай, если семь городов — Шильда, Кревинкель, Полквиц, Бохум, Дюлькен, Гёттинген и Шеппенштадт — будут спорить за честь быть моей родиной. Дюссельдорф — это город на Рейне, там живёт 16 тысяч человек, и ещё много сотен тысяч лежит там на кладбище... Город Дюссельдорф очень красив, и, когда думаешь о нём на чужбине, если ты случайно в нём родился, то становится странно на душе. Я там родился, и мне начинает казаться, что я должен сейчас же пойти домой».

Г. Гейне. «Путевые картины»

Дюссельдорф.
Немецкая гравюра ХIХв.

Юриспруденция вообще, римское право в частности и университетская жизнь в целом вызывали у него отвращение, живо отражённое во многих его произведениях. Впрочем, вскоре Гейне переключается на лекции по литературе, философии и искусству — сначала в Бонне, затем в Гёттин-гене и, наконец, в Берлине, где с большим энтузиазмом слушает лекции Гегеля, а также находит друзей в известных литературных салонах того времени.

В 1825 г. Гейне принимает крещение (у протестантов), но не из религиозных побуждений (он всю жизнь оставался ярым антиклерикалом), а потому, что для него «бумажка о крещении — входной билет в европейскую культуру».

В 1826 г. появляется первая часть «Путевых картин», а спустя год — их вторая часть и первый большой сборник лирики Гейне «Книга песен». В него вошли лирические циклы, написанные за десять предыдущих лет: «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину» и два цикла под общим названием «Северное море». Именно «Книга песен» стала самым известным во всём мире произведением Гейне. На русский язык стихи из неё переводили Тютчев и Лермонтов, а позже и многие другие поэты. Оттуда родом хрестоматийное стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» и известнейший русский романс на музыку Чайковского «Хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль...» (перевод Л. А. Мея). Оттуда же и знаменитая «Лорелея», её исполняли как немецкую народную песню даже в годы Третьего рейха, когда произведения еврея Гейне исчезли из школьных программ и с витрин книжных магазинов Германии.

Интерес к народным преданиям, подражание формам народной песни — во всём этом Гейне предстаёт наследником романтизма. Понятие иронии также занимает важное место и в литературных манифестах, и в творческой практике романтиков. Но если эта «романтическая ирония» была обращена на обыденность, ограничивающую «абсолют» человеческой личности, то у Гейне она распространяется и на мир переживаний, становится универсальным способом описания как внешней, так и внутренней действительности.

И потому любовь — абсолютная ценность романтизма — часто является у Гейне лишь предлогом, гибким поэтическим способом, позволяющим выразить впечатления совсем другого порядка. Уже один из первых рецензентов «Книги песен» — известный немецкий писатель К. Иммерман отметил: «...стоит взглянуть на дело глубже, и выяснится, что сознание поэта волнуют гораздо более сильные мотивы, чем любовное несчастье, и что бедная девушка, которую поэт так горько бранит, расплачивается за чужие прегрешения».

* * *

Чем дальше, тем меньше Гейне чувствует себя созданным для жизни в Германии. Родина представляется ему средоточием отсталости, реакционности и ненавистного пивного патриотизма. К тому же у него постоянные проблемы с ужесточившейся в конце 20-х гг. цензурой. Правительству Меттерниха не по нутру были постоянные выпады Гейне против монархии, дворянства и духовенства и то, что идеалы Великой французской революции предстают в его стихах основой человеческой нравственности вообще. Одна из глав во второй части «Путевых картин» выглядит так:

Глава XII

Немецкие цензоры ___________

дураки

Когда в Париже в июле 1830 г. происходит революция, Гейне окончательно решает перебраться во Францию — страну прогресса, снова ставшую к тому времени центром мировой литературы. Он приезжает сюда в мае 1831 г. и живёт здесь до самой смерти. Гейне сотрудничает в немецких газетах, посылая корреспонденции из Парижа, ас 1833 г. — и во французской прессе; он старается познакомить французов с современ-ной немецкой культурой.

Какая ужасная книга Corpus juris! (Свод римского права. — Прим. ред.) — эта библия эгоизма. Навсегда остались мне ненавистны и сами римляне, и правовой их кодекс. Эти разбойники хотели с помощью законов обеспечить за собою то, что приобрели мечом».

Г. Гейне. «Мемуары»

«Книга песен» издавалась при жизни автора 13 раз, а во второй половине XIX в. выдержала более сотни изданий.

Титульный лист первого издания «Книги песен»
Г. Гейне. 1827 г. Гамбург.

В начало страницы
Назад 1 2 Далее
Главная

Хостинг от uCoz